Новости

Легендарые роли Олега Меньшикова

08 ноября 2010

К юбилею артиста мы вспоминаем роли Олега Меньшикова, навсегда изменившие судьбу нашего театра и кинематографа.

 

Олег Меньшиков

© РИА Новости, Александр Поляков http://visualrian.ru

 

Театр

 


«Калигула»

 

1990

Академический театр им. Моссовета.
Режиссер: Петр Фоменко

1990 год. Калигула. Роль, которую сам Меньшиков считает лучшей в своей жизни, единственная, которую , как он говорит, ему действииельно хотелось сыграть. С одной стороны – время театрального безвременья, как говорил сам Меньшиков. С другой – публика рвалась в театр так, как сегодня рвется приобрести свежего “Гарри Поттера”. Очередь в кассу занимали на рассвете.  А когда спектакль приехал в Ригу в 1992 году, был даже объявлен дополнительный сеанс, билеты на который продавались за валюту – пресса тогда смеялась над страхом, которым были охвачены престарелые кассирши, принимая десятидолларовые бумажки, которые видели едва ли не впервые в жизни.

 

Однако всего за несколько месяцев до премьеры ни Меньшиков, ни Фоменко, который и ставил того “Калигулу” в театре Моссовета, не подозревали, что будет именно так. Как-то артисту подарили сборник Камю, он начал читать книгу в поезде, на сон грядущий… В результате вместо сна – многочасовые раздумья под стук колес и страстное желание играть, играть этого темного и такого притягательного императора.

 

А через несколько дней Меньшиков вдруг узнал, что Фоменко ставит именно этот спектакль. Актер как раз тогда уходил из театра Ермоловой – “в никуда”, без особенных видов на будущее... И так случилось, что Петр Наумович услышал об этом, и тотчас же позвал к себе Меньшикова, чей курс показывался ему перед выпуском.

В результате мы получили один из самых громких спектаклей девяностых.

 


 

 

 

«Игроки»

 

2002

Театральное товарищество 814.
Постановка: Олег Меньшиков
Режиссер: Галина Дубовская

 

В этом спектакле – детище основанного Меньшиковым актерского товарищества 814 – он выступил в первую очередь как режиссер, хотя о его “гениальном фиглярстве” критика отзывалась весьма благосклонно, а зрителей они приводили в состояние, близкое к экстазу. Более того, в “Игроках” Меньшиков выступил и как композитор! Тема лихого гусарского марша, который звучит в спектакле сочинена именно им (кстати, маленький Меньшиков усердно помещал музыкальную школу и слыл подающим надежды скрипачом).

 

“Игроки” – подчеркнуто камерный спектакль: в Москве его играли на сцене “под крышей” театра Моссовета (100 мест), в Питере Меньшиков настоял на том, чтобы зал ТЮЗа “урезали” до 500 мест, а в Сургуте на фестивале “Чайка” зрители и вовсе сидели прямо на сцене. Запомнилось и даже отчасти вошло в театральный фольклор и “внешнее оформление” спектакля: на московской премьере былеты были в виде векселей на 10 000 долларов, которые предлагалось обналичить в конторе под названием BRED-BANK, а перед началом спектакля просвещенную публику к ее вящему удовольствию поили водкой с огурцом.

 

 

 

 


«Горе от ума»

 

1998
Театральное товарищество 814.
Постановка: Олег Меньшиков
Режиссер: Галина Дубовская

 

...ближе к семи на Триумфальной площади перед театром Моссовета появилось несколько милицейских кордонов. Буйных выхватывали из толпы и провожали в припаркованные рядом омоновские грузовички...

Было 14 сентября 1998 года, и весь город готовился к премьере “Горя от ума” – второй режисскерской работы Меньшикова и его “товарищества 814”. Этот спектакль, в котором Меньшиков сыграл главную роль, получил благословение самого Сергея Юрского – патентованного, классического Чацкого. Екатерина Васильева, сыгравшая в нем старуху Хлестову, получала специальное церковное благословение (к тому времени она уже успела удалиться от мирских дел), а сам Меньшиков, как писала критика,  “царь и бог в этом спектакле. На нем все держится”.

 

Впрочем, кое-какие злонамеренные критики разглядели в “Горе от ума” просто-напросто эстрадный диверсимент. Однако, как справедливо заметили другие критики, это все от того, что Чацкий Меньшикова не носил на поясе пейджера, которого, по мнению первых критиков, требовала эпоха. Но публике понравилось, и она единодушно включила спектакль в число эпохальных. А для настоящего артиста, как известно нет суда выше суда публики. И на сегодняшний момент Чачкий Меньшикова – последний классический Чацкий нашего театра…

 

 

 

 

 

Кино

 


«Покровские ворота»

 

1982

Гостелерадио, СССР
Режиссер: Михаил Козаков

 

Роль в культовых “Покровских воротах”, без сомнения главнавя меньшиковская работа в кино, - в изестном смысле результат случайного стечения обстоятельств.

 

Когда было решено экранизировать пьесу Зорина, актерский состав подобрался достаточно быстро – нашлись все, кроме Костика.

 

Козаков и Зорин отсмотрели два десятка кандидатур – случай для Козакова, которого и три прослушивания считает перебором, уникальный. Роль автобиографичная, и, поянтное дело, при живом авторе… короче говоря, претендентов “резали” одного за другим. Когда все были близки к отчаянию, жена Козакова случайно увидела по телевизору фильм о партизанах, ей приглянулся молодой актер, она записала имя. Молодое дарование разыскали, привели к Зорину, и тот буквально вцепился в него. С большим трудом “отбили” актера у режиссера Райзмана, у которого тот как раз должен был сниматься. Остальное, как говорится, история…

 

Молодым дарованием был Меньшиков, и его Костик был так хорош, что когда Меньшиков играет Чацкого – мы видим Костика, когда Фандорина – опять Костика…

 

Кстати, скоро “Покровским воротам” исполняется тридцать лет – вспомните эту удивительную историю, когда фильм в очередной раз будут показывать по телевизору.

 

 

 

 

 

«Утомленные солнцем»

 

1994

Студия ТриТэ, Россия; Camera One, Canal +, Франция.
Режиссер: Никита Михалков

 

Роль в “Утомленных солнцем”, получивших Оскара и Золотую пальмовую ветвь в Каннах была специально написана под Меньшикова. И, как ни странно, могла запросто “повиснуть в воздухе”: вдруг выяснилось, что у Меньшикова уже подписан контракт на съемку в одной румынской картине. Михалкову пришлось изрядно побегать за актером (хотя сам Меньшиков настаивает на том, что это сильное преувеличение и выдумка прессы, а то, что мэтр хватал его за фалды после спектаклей – и вовсе бред разошедшихся журналистов-фантазеров).

 

Выручило вмешательство форс-мажорных обстоятельств: румынские съемки “съехали” на месяц, и это позволило Меньшикову безболезненно расторгнуть контракт и сняться в самой признанной своей картине.

 

 


 

 

«Сибирский Цирюльник»

 

1998

Студия ТриТэ, Россия
Режиссер: Никита Михалков

 

О том, что Меньшиков будет сниматься в “Сибирском Цирюльнике” он узнал… по телевизору. В одной новостной программе неожиданно сообщили, что съемки блокбастера вот-вот начнутся, и заглавная роль отведена именно ему. Меньшиков бросился к телефону – и выяснил, что к этой информации Михалков не имеет никакого отношения. “Впрочем...” – сказал мэтр, после чего немного подумал, и Меньшиков действительно получил свою третью у Никиты Сергеевича…

 

…а потом на три месяца уехал в Кострому, в военное училище – постигать, согласно режиссерской задумке, казарменную жизнь вместе с другими “юнкерами”. Там он вставал в шесть утра, узнал, что такое муштра, а к коллегам обращался исключительно на “вы”, хоть и не по-французски. Единственная поблажка, которая ему полагалась за заслуги перед отечественной культурой – баня дважды, а не один раз в неделю. По словам самого Меньшикова, привыкшего к удобствам городской жизни, “ничего похожего в его жизни еще не случалось”.

 

 

 

Getimagelll
1
Людмила 20 апреля 2011, 23:59
ЛЮБЛЮ его!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ответить / # /
S
2
Ян 01 июня 2011, 19:45
"Ради Меньшикова стоило разрушить железный занавес", - написал в свое время один британский критик, что подтверждает то, что Олега Евгеньевича высоко ценят не только у нас, но и на Западе. Редкий случай для наших артистов. Талантище! Люблю.
Ответить / # /