Новости

Обескрыленные: версия К.Богомолова

23 июня 2011

Константин Хабенский и Яна Осипова

 

Как правило, в начале лета театральная жизнь в Москве не утихает, а скорее наоборот - достигает своего апогея. Некоторые театры под занавес сезона показывают свои самые значимые премьеры, полным ходом идёт Международный театральный фестиваль имени Чехова, ставший недавно ежегодным. В этом году среди главных событий первых двух недель июня была "Чайка" Константина Богомолова в театре Табакова, вышедшая на сцене МХТ имени Чехова.

 

Она стала одним из самых радикальных спектаклей, игравшихся когда-либо в большом зале Художественного театра. Перед началом по шехтелевскому занавесу летает, размахивая огромными мушиными крыльями, проекция чайки, похожей на птичку из советских мультиков, под весело беззаботное звучание гимна пионерского лагеря, названного в честь этого милого животного. Однако каждый, кто видел хотя бы один спектакль Богомолова, поймёт, что ничего хорошего и светлого такой зачин не сулит. И в самом деле - когда занавес раскроется, за ним окажутся покрытые многолетним слоем пыли стены, затянутые патиной окна под самым потолком, сцена, сплошь заваленная всяким хламом - громоздкими диванами, шкафами, столами, перевёрнутыми и поставленными, как попало. Формально действие пьесы Чехова перенесено в эпоху застоя, но её следует понимать не как конкретный исторический период, а как дух дня сегодняшнего, закостеневший в бессмысленности и бесчувственности. Здесь персонажи существуют как бы наедине с самими собой, автономно друг от друга, углублённые в себя и на себе зацикленные, как аутисты. Половина вообще как бы находится в постоянной спячке; Олег Табаков в роли Дорна ничего не играет, просто хозяйски проходя по принадлежащей ему театральной площадке и наблюдая за действием будто со стороны. Тригорин Константина Хабенского тоже плотно срастается с личностью актёра, выглядя приехавшей на отдых суперзвездой, которой никак не дают расслабиться вешающиеся на шею поклонницы. Тем не менее, первый акт спектакля - почти комедия, с множеством гэгов и остроумных находок.

 

Олег Табаков


Но оттого ещё страшней и безысходней делается акт второй, над которым нависает почти физически ощутимая тень смерти и всеобщего распада. Весельчак Сорин - чуть ли не единственный, кто был здесь нормальным живым человеком - теперь ездит неподвижно на инвалидной коляске и с трудом разговаривает заплетающимся языком. Задняя стена, в первом действии в нужные моменты опускавшаяся и поднимавшаяся, больше уже не исчезает, но  сорвалась с петель вместе со всем миром – непрерывно, в медленном медитативном ритме раскачивается она маятником из стороны в сторону. Снова и снова, до бесконечности, повторяется в телевизоре, перед которым неотрывно сидит Медведенко, одно и то же интервью Гагарина; оно звучит фоном, расслышать слова трудно, но фраза, где он говорит про чёрное небо, незаметно въедается в подкорку сознания зрителя, окрашивая душу в самые мрачные тона. Нина Заречная является Треплеву в тёмном плаще и с до блеска наточенной косой, не оставляя никаких сомнений в том, что она ему сулит. Состоявшаяся актриса нюхает кокаин, голос её звучит с замогильной отстранённостью и обречённостью, психически больной Треплев исступленно трясётся в припадке под непрерывно нагнетающиеся аккорды трагической музыки Фаустаса Латенаса. Наступает агония, от которой не будет никакого исхода, никакого спасения; лучу света впереди возникнуть просто не откуда.

 

Констатин Богомолов сбросил с Чехова покров «лёгкого дыхания», полутонов и традиций психологического театра, поставив спектакль злой, бескомпромиссный и остросовременный – таких интерпретаций Чехова, давно существующих в Европе, в Москве ещё не бывало.

 

 

Img_2666wer
1
Анна Евгеньевна 29 июня 2011, 14:43
была с подругой на прогоне спектакля. Полная неожиданность. Актеры молодцы. Режиссер старался и думаю каждый раз спектакль будет лучше и лучше. Дуэт Хабенского и Зудиной - сюрприз, неожиданный сюрприз.Да еще в спектакле играет Табаков. Думаю намек ясен.
Ответить / # /
Facebook_temp
0
Andrey 24 мая 2012, 03:10
Ост
Ответить / # /