События

Эмиль Брагинский

26 декабря 2011

 

19 ноября, в день вручения Премии "КУМИР" - 2011, исполнилось бы 90 лет со дня рождения человека, который стоял у ее истоков - кинодраматурга Эмиля Брагинского. Кинокритик, член экспертного совета Премии "КУМИР" Юрий Богомолов посвятил ему статью.


фото: РИА-новости

 

 

Судьба иронии


Его имя было достаточно заметным на театрально-кинематографической афише 60-х – 80-х годов. Ушел из жизни он в 1998-м году. Ушел незаметно.

В то время те, кто покидали нас, делали это тихо. Почти по-английски, словно бы не желая утруждать и отягощать ни себя, ни население страны фактом расставания. Вслед им, может быть, и раздавались возгласы сожаления о безвременной кончине, но, как правило, они тонули в шуме ажиотажного ожидания то ли конца света, то ли удачи, свалившейся с неба.    

…Незамеченным осталось и его 90-летие. Ни одна газета не вспомнила о нем. Ни один канал не помянул его. Только на состоявшейся месяцем раньше очередной церемонии «КУМИРа», Премии деловых кругов, одним из основателем которой он был, его имя, его дела, его образ вспоминались тихим, благодарным словом.    

…Фильмы по его сценариям, спектакли по его пьесам шли почти всегда с неизменным успехом в прокате, на сценах советских и российских театров. Надо ли их перечислять и напоминать о них. Назову несколько самых-самых известных работ: «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Гараж»… Это только те фильмы, что стали в свое время, то есть в советскую пору, лидерами кинопроката. Или как сегодня принято выражаться – «культовыми картинами».

Сегодня все они – в числе лидеров телевизионного показа. Причем на протяжении почти всех постсоветских лет. И культовый протуберанец их, стало быть, не померк.

Другое дело, что сам Эмиль Вениаминович Брагинский никогда не был культовой фигурой. На обложке одной из книг со сценариями и пьесами, сочиненными в соавторстве с Эльдаром Рязановым, помещена фотография – сидящий Эльдар Рязанов и едва возвышающийся за его плечом с гордо откинутой головой стоящий Эмиль Брагинский.

Брагинский всегда был в тени своего популярного соавтора, если иметь в виду публичное пространство. Да они и в разных весовых категориях пребывали, если иметь в виду их физические габариты. Но в творческом отношении они замечательно друг друга дополняли.

У них есть совместно написанные пьесы – «Родственники», «Сослуживцы». Они не успели сочинить пьесу «Соавторы». Жаль. Теперь приходится гадать: от кого что бралось и кому что больше удавалось.

Их совместные создания представляют собой прочный и нерасторжимый сплав лирики и иронии. Начиная с картины «Берегись автомобиля», кончая «Забытой мелодией для флейты». Просто с течением времени соотношение этих двух ингредиентов менялось. В «Стариках-разбойниках» взяла верх сентиментальная лирика. В «Вокзале для двоих» лирическое умонастроение приобрело отчетливую пафосность. А в «Забытой мелодии» оно стало надрывным. И если «Гараж» оставлял надежду на то, что все беды взаимного отчуждения можно победить насмешкой над ними, то теперь стало понятно, что обозначившийся общественный недуг слишком далеко зашел. Что лирики оказались не просто в загоне, но и перешли в разряд лишних людей.

А для Брагинского лирика была, как я понимаю, не столько настроением, сколько мерой всех вещей, идей и людей. Той мерой, которой уже не поддавалась новая реальность. Отчуждение зашкаливало.

Под занавес своей жизни он подружился с компьютером, к которому относился, насколько я заметил, как к соавтору – с нежной иронией. И при мне он как-то посетовал, что эта электронная штуковина не вошла в его жизнь лет 20 тому назад. «Тогда бы, – мечтательно добавил он, – сколько бы я еще написал…»

Тогда, в конце 90-х, казалось, что он перевернул очередную страницу своей творческой биографии и начал новую. Но кончилось здоровье.

Не кончается та жизнь, которой он одарил своих героев, в чем мы сможем лишний раз убедиться в последний день уходящего года.

Не кончается память о нем в душах тех, кто его знал и любил.  

 

Юрий Богомолов              

нет комментариев

Оставить свой комментарий