Афиша

10 фильмов-опер

23 марта 2014

Фильмы-оперы редко появляются на киноэкранах не только нашей страны, но и всего мира. Тем интереснее посмотреть то немногое, что получилось в этом труднейшем жанре у мирового кинематографа. 

 

Евгений Онегин, СССР, 1958

 

Начнем с шедевра отечественной музыки, экранизированного в 1958 году Романом Тихомировым, успешно совмещавшим профессии оперного постановщика и кинорежиссера. В этом фильме опера и кино тоже попытались слиться в творческом порыве. Героев Пушкина и Чайковского играют киноактеры, а звукоизвлечение доверили оперным звездам того времени. Такой путь воплощения оперного произведения на экране может произвести разрыв шаблонов как у любителей бельканто, так и у кинозрителей. Но главной для авторов была все же просветительская задача – приобщение к опере как можно более широких народных слоев. Татьяну Ларину играет Ариадна Шенгелая, поет за нее великая Галина Вишневская. Красота и артистический талант позволял Вишневской сыграть главную роль в обеих ипостасях, но она ждала ребенка и поэтому подарила Татьяне только свой прекрасный голос.

В ролях: Галина Вишневская, Лариса Авдеева и Евгений Кибкало.

http://www.youtube.com/watch?v=odMoa7I_hnU

 

Волшебная флейта, Швеция, 1975

 

Ингмар Бергман готовился к экранизации шедевра Моцарта почти 2 года, и 9 месяцев шли съемки фильма-спектакля. Постановка Королевского оперного театра разыгрывается перед реальными зрителями, через их живое восприятие мы видим происходящее на сцене. Бергман использует множество крупных планов певцов, появляется на экране сам режиссер, оператор фильма, любимые актеры Бергмана Лив Ульман и Эрланд Юзефсон. Простая и волшебная музыка Моцарта захватывает и ведет даже неподготовленного зрителя в волшебный мир театра. Обратите внимание на девочку в зрительном зале, чье лицо выхватывает камера, – это юная шведская актриса  Хелене Фриберг, прославившаяся ролью в следующем фильме Бергмана «Лицом к лицу». Интересно, что Бергман включил именно «Волшебную флейту» в свой список лучших шведских фильмов, как олицетворение идеального творчества в кино.

В ролях: Йозеф Кестлингер, Ирма Уррила, Хокан Хагегорд.

http://www.youtube.com/watch?v=XS6fdxmZJVE

 

Богема, ФРГ, 1965

 

Франко Дзеффирелли делит свой режиссерский талант между оперой и кино, время от времени соединяя две страсти своей жизни в оперных экранизациях. Добавим, что Дзеффирелли заслуженно считается знатоком Шекспира, работал художником по костюмам с самим Висконти. В 1963 году Дзеффирелли ставит оперу Пуччини «Богема» в легендарном театре Ла Скала, в 1965 году бережно переносит спектакль на кинопленку и сохраняет шедевр для истории. Фильм совершенствует сюжетную линию спектакля, эволюцию главных героев от инфантильных эгоистов до страдающих перед лицом трагедии людей. Успех был колоссальным. Фильм одновременно демонстрировался в 57 кинотеатрах Нью-Йорка и 350 залах других городов.

В ролях: Мирелла Френи, Адриана Мартино, Джанни Раймонди, Роландо Панераи.

 

Травиата, Италия, 1983

 

Еще один оперный киношедевр Дзеффирелли – «Травиата» 1983 года. Дзеффирелли несколько раз ставил великую оперу Верди в разных театрах мира. Для экранизации были собраны лучшие оперные силы: итальянец Пласидо Доминго – Альфред, канадка Тереза Стратас – Виолетта, хор и оркестр Метрополитен-опера. Роскошное зрелище, с великолепными декорациями, историческими костюмами ценно для нашего зрителя еще и тем, что Дзеффирелли пригласил звезд Большого театра Екатерину Максимову и Владимира Васильева в танцевальные эпизоды фильма. Жаль только, что не осуществилась мечта режиссера снять в роли Виолетты оперную диву Марию Каллас.

В ролях: Тереза Стратас, Пласидо Доминго, Корнелл Макнил, Екатерина Максимова, Владимир Васильев.

http://www.youtube.com/watch?v=hEOzJoUDOwU

 

Иоланта, СССР, 1963

 

Советское кино продолжает идти своим путем в экранизации оперных произведений – на экране замечательные советские артисты, поющие голосами не менее замечательных оперных звезд. Трогательная история слепой дочери короля, не знающей о своей проблеме. Приехавший с женихом Иоланты гость объясняет девушке, что мир полон красок и света. Помолвка с принцем расстраивается, а девушка успешно излечивается от слепоты и счастливо выходит замуж за друга бывшего жениха. Фильм снят в традиции советского сказочного кино, из оперы Чайковского убраны все проходные моменты, герои поют только главные арии. Интересно было бы посмотреть, как Александр Белявский на съемках выводил: «О кто же сравнится с Матильдой моей…». 

В ролях:  Наталья Рудная, Федор Никитин, Юрий Перов, Александр Белявский, Петр Глебов. Поют: Галина Олейниченко, Иван Петров, Зураб Анджапаридзе, Павел Лисициан.

http://www.youtube.com/watch?v=_sFjeALOtg0

 

Катерина Измайлова, СССР, 1966

 

Драматический и вокальный талант великой Галины Вишневской в полной мере использован в фильме по опере Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова». Все остальные роли вокально «дублируются» профессиональными оперными певцами. Жена старого купца влюбляется в приказчика. Вместе они убивают и мужа, и его маленького племянника, и старого свекра, чтобы никто не мешал их грешному счастью. Преступление раскрыто, любовники попадают на каторгу, Сергей изменяет Катерине с разбитной каторжницей. Героиня вместе с соперницей бросается в реку. Фильм снят со стереозвучанием впервые в советском кино. После эмиграции Вишневской и Ростроповича из СССР фильм не появлялся на экранах по понятным причинам.

В ролях: Галина Вишневская, Артем Иноземцев, Николай Боярский.

http://www.youtube.com/watch?v=0ImUTmhdkJ4

 

Черевички, СССР, 1944

 

Режиссеры Михаил Шапиро и Надежда Кошеверова начали снимать экранизацию оперы Чайковского по произведениям Гоголя еще в годы войны. Премьера фильма состоялась в первые послевоенные дни, в июне 1945 года. Первая красавица на селе капризничает. Влюбленному кузнецу Вакуле срочно требуются башмачки-черевички как у самой царицы, чтобы Оксана согласилась выйти за него замуж. Кокетливая мамаша Вакулы панибратствует с нечистой силой, кузнец седлает самого черта и летит в Петербург, чтобы добыть пару роскошной обуви. Исполнительница роли Оксаны Лилия Гриценко до 1957 года была солисткой Театра им. Станиславского, сыграла в культовых фильмах советского кино: «Ключ без права передачи», «Парад планет», «Фантазии Фарятьева».

В ролях: Григорий Большаков, Лилия Гриценко, Софья Големба, Георгий Гумилевский, Максим Михайлов.

http://www.youtube.com/watch?v=2Gh2_8HAYTU

 

Алеко, СССР, 1953

 

Единственный стереофильм-опера, снятый по мотивам первой, студенческой оперы С.В. Рахманинова по поэме А.С. Пушкина. Два года прожил бывший горожанин Алеко в цыганском таборе, похожем на труппу театра «Ромэн». Он пришел к цыганам за красавицей Земфирой и за полной свободой. Земфира тоже свободна, и после краткого счастья с Алеко начинает встречаться с другим цыганом. В порыве ревности Алеко убивает любовника жены, потом и жену. Цыгане прогоняют ревнивого убийцу, и он остается свободным в трагическом одиночестве. В главных ролях солисты Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова танцовщик Святослав Кузнецов и балерина Инна Зубковская, конечно, с голосами профессиональных оперных певцов. Забавная подробность – кочевые цыгане в фильме обуты в отличные ботинки!

В ролях: Александр Огнивцев, Марк Рейзен, Инна Зубковская, Святослав Кузнецов.

http://www.youtube.com/watch?v=x-3Zt19vZjE

 

Пиковая дама, СССР, 1960

 

Героя с необыкновенным воображением и сильными страстями сыграл в экранизации оперы Чайковского Олег Стриженов. Пел за главного героя фильма знаменитый тенор Зураб Анджапаридзе. Тандем внешности кинозвезды и прекрасного голоса оперной звезды принес фильму-опере необыкновенную популярность, в начале 60-х только имя Стриженова на афише привлекало в кинотеатры огромную армию поклонниц. Инженер Герман мечтает о богатстве, на балу он слышит легенду о трех картах, помогающих сорвать банк. Владеет секретом старая графиня, Герман пытается выведать тайну, но старуха умирает. Покойница является обезумевшему игроку во сне и коварно подсказывает не те карты. Техническое совершенство съемок награждено дипломом международного фестиваля в Праге. 

В ролях: Олег Стриженов, Ольга Красина, Елена Полевицкая, Валентин Кулик, Вадим Медведев.

http://www.youtube.com/watch?v=16I8grKxD5w

 

Воображаемая опера, Франция,  Великобритания, Нидерланды, Бельгия, 1993

 

Мультипликационный фильм, созданный группой европейских мультипликаторов под руководством Паскаля Рулена к 400-летию оперы. Двенадцать частей фильма – двенадцать великих оперных арий, проиллюстрированных в разнообразной анимационной технике. Компьютерный персонаж, похожий на Лучано Паваротти, соединяет элементы фильма, объясняя новичкам историю оперных шедевров. Мультфильм горячо рекомендуется для первого знакомства с оперной классикой в детстве, кроме, наверное, эпизода «Паяцы» Леонкавалло, пролитой крови многовато для детских глаз. 

http://www.youtube.com/watch?v=5Ek_VLRavGk

 

нет комментариев

Оставить свой комментарий