Кумиры

Игорь Ясулович. Портрет

16 апреля 2012

 


 

Игорь Ясулович — актер с уникальной судьбой. Прежде всего, он — один из тех артистов, которых немногие знают по имени, но почти каждый, сам того не подозревая, знает в лицо, потому что наверняка хотя бы раз видел его на экране. За 50 лет Ясулович снялся в 175 фильмах, и останавливаться на этом не собирается.

 

Во многих из них он появляется всего на несколько минут, но всегда его эпизод оказывается одним из самых ярких впечатлений от картины. Он успел поработать с множеством режиссеров, включая Ромма и Захарова, принять участие в лучших советских фильмах для детей, в том числе в «Айболите-66», «Гостье из будущего» и «Мэри Поппинс, до свидания!».

 

 

Среди его персонажей — хозяин собаки из «Бриллиантовой руки», которому была сказана сакраментальная фраза про «управдома — друга человека», и несчастный инженер Щукин из гайдаевских «12 стульев», выбежавший голышом на лестницу и оставшийся мерзнуть перед захлопнутой дверью. К каждому герою, даже безымянному, Ясулович относится с максимальной серьезностью и никогда не подходит к эпизодическим ролям формально, что очень редко для сегодняшнего дня.



кадр из фильма «Двенадцать стульев»

 

Еще одна ипостась Ясуловича — плотная работа в дубляже и озвучке. Его голосом говорят персонажи 117 фильмов и мультиков. Он дублировал фильмы Кубрика и Феллини, комедии с Луи де Фюнесом, переводил Пьера Ришара в хрестоматийных «Беглецах», а среди его новых персонажей — Король Гарольд из «Шрека». Озвучивал он и советских актеров, в том числе Игоря Старыгина — Арамиса из «Трех мушкетеров».


Сцена из спектакля «Черный монах» по А.П. Чехову,  реж. Кама Гинкас

 

 

В театре Ясулович тоже долго выходил на сцену в ролях второго плана, больше 30 лет проработав в Театре киноактера. Все изменилось, когда худрук МТЮЗа Генриетта Яновская позвала 50-летнего актера в свою труппу. Благодаря главным ролям в спектаклях самой Яновской, Камы Гинкаса, а впоследствии и Деклана Доннеллана,

Ясулович стал одним из самых ярких и уважаемых московских театральных артистов. Его острый темперамент, резкая внешность и тонкий душевный склад оказались важными качествами в постановках Гинкаса, где он создал свои лучшие образы. Ясуловичу подвластно все: в гинкасовской трилогии по Чехову он может быть и мифическим черным монахом, внезапно появляющимся из темноты зала и погружающих зрителей в священный ужас, и трогательным евреем-музыкантом — в «Скрипке Ротшильда».


Сцена из спектакля «Скрипка Ротшильда» по А.П. Чехову, реж. Кама Гинкас

 

«Нелепая поэмка», созданная Гинкасом по главе о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых», стала для Ясуловича почти моноспектаклем. Хотя на сцене присутствуют и другие актеры, «Поэмка» выглядит исповедью его Инквизитора, прямым обращением к Богу, так и не дающему ответа. Его сгорбившаяся, мрачная фигурка противостоит всему миру — и вдруг понимаешь, что этот человек, обративший жалость к людям в жестокость к ним, способен взять на себя их страдания не в меньшей степени, чем Христос.


Сцена из спектакля «Нелепая поэмка» по роману «Братья Карамазовы», реж. Кама Гинкас

 

Глубокое сочувствие к человеку, кем бы он ни являлся и что бы он ни делал — одно из главных свойств Ясуловича-актера.

 

 

Читайте дальше:

 

Игорь Ясулович в новом спектакле московского ТЮЗа «Шуты Шекспировы» 


в разделе АФИША 


 


нет комментариев

Оставить свой комментарий