Кумиры

Юбилей Збигнева Цибульского

08 ноября 2012

 

 

 

3 ноября исполнилось 85 лет со дня рождения культового польского актера Збигнева Цибульского. В конце 50-х годов он единодушно был признан лицом послевоенного поколения. Через десять лет, когда актера не стало, его так же единодушно оплакивала вся страна. Сегодня результаты опросов говорят о том, что Цибульского по-прежнему признают лучшим польским актером всех времен. А особенно интересно то, что говоря о своем кумире, поляки предпочитают называть его как-то по-простому ласково ― Збышеком.



 

Он с детства мечтал стать актером. Судьбой ему было уготовано место в ряду «рассерженных молодых людей», которые в период с середины 50-х до начала 60-х годов в изобилии появлялись в обновляющихся кинематографиях всего мира. Однако Цибульский оказался в числе самых видных представителей этого поколения. Он был равен «дикарю» Марлону Брандо, «бунтовщику без причины» Джеймсу Дину и Жан-Полю Бельмондо, тому, который «на последнем дыхании». Как и они, Цибульский создал свой уникальный образ, свой узнаваемый стиль: узкие джинсы, короткая кожаная куртка с поднятым воротником и, конечно же, дымчатые очки, которые он почти никогда не снимал из-за болезни глаз. Именно в этом образе он предстал перед зрителем в прославившей его картине Анджея Вайды «Пепел и алмаз» (1958). Вокруг Цибульского сформировался романтический миф нонконформиста, преследовавший его всю дальнейшую жизнь. Миф, которому актер иногда следовал, играя в экзистенциальных драмах, и с которым иногда боролся в жанровых картинах. Всего он снялся более чем в тридцати фильмах.

 

Пять фильмов со Збигневом Цибульским, которые стоит посмотреть:

 

 

 

 

1. «Пепел и алмаз»


 

Режиссер Анджей Вайда, 1958


Безусловный шедевр и едва ли не лучший фильм Анджея Вайды, на весь мир прославивший и «польскую школу кинематографа», и режиссера, и, конечно, Збигнева Цибульского. Актер исполнял сложную и противоречивую роль бойца Армии Крайовой, разрывающегося между долгом и совестью, между любовью и предательством, между страстным желанием жить и обреченностью на верную смерть. Картина стала триумфом Цибульского, превзойти который в дальнейшем было невозможно.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Загадочный пассажир» («Поезд»)



 

Режиссер Ежи Кавалерович, 1959


Экзистенциальная драма, показывающая на примере пассажиров поезда, с одной стороны, срез польского общества того времени, с другой, вечную комедию человеческого мира. Збигнев Цибульский играет влюбленного юнца, отчаянно преследующего сбежавшую от него девушку. Один из эпизодов кажется пророческим. Когда герой Цибульского ползет по наружной стене вагона движущегося на полном ходу поезда и угрожает возлюбленной покончить с собой.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «До свидания, до завтра…»



 

Режиссер Януш Моргенштерн, 1959


Простая, но оттого не менее прекрасная, грустная и трогательная мелодрама о любви двух молодых людей из разных социальных слоев. В картине много света, романтики и радости жизни.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Новелла «Варшава» в киноальманахе «Любовь в 20 лет»



 

   

 Реж. Анджей Вайда, 1962


Международный киноальманах «Любовь в 20 лет» собрал пять новелл молодых, на тот момент, многообещающих режиссеров, в т. ч. Синтаро Исихары и Франсуа Трюффо. Новелла Анджея Вайды повествует о столкновении двух миров, которые не способны друг друга понять. Переживший ужасы войны герой Збигнева Цибульского попадает на вечеринку в компанию подростков в два раза младше его. В то время как у него малейшие упоминания о войне вызывают страдания, молодежь это только забавляет.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Рукопись, найденная в Сарагосе»



      

 Реж. Войцех Хас, 1964


Культовая экранизация одноименного романа Яна Потоцкого. Збигнев Цибульский предстает в необычном для себя образе офицера XVIII столетия, одетого в элегантный костюм. Неожиданная для кинематографа Восточной Европы сюрреалистическая картина строится по принципу «фильм в фильме», зацикливая действие по кругу, смешивая реальность и вымысел, жестокость и шутку, любовь и обман.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  «Всё на продажу»


       Реж. Анджей Вайда, 1968

       Памяти Збигнева Цибульского


Это одновременно и польский вариант «8 с половиной» Феллини, и дань памяти великому артисту. Сюжет строится вокруг съемок фильма, которые никак не могут начаться в связи с отсутствием актера, исполняющего роль главного героя. Он, как известно, так и не придет.


 

нет комментариев

Оставить свой комментарий