Кумиры

Эльдару Рязанову 85 лет

22 декабря 2012

 

 

 

 

Недавно свой 85-летний юбилей отметил Эльдар Рязанов, режиссёр, которого справедливо называют «самым народным» в отечественном кино. Ему удалось, кажется, невозможное: он создал ряд фильмов, которые покорили самого широкого зрителя, и при этом не растеряли своей значимости спустя десятилетия.



 

Творческий путь Рязанова уникален. Будущий великий комедиограф даже не помышлял о художественном кино и начинал как документалист. Всё изменилось после настоятельного убеждения Ивана Пырьева попробовать себя в создании весёлого новогоднего мюзикла «Карнавальная ночь» (1956). Триумф, которым сопровождался выход фильма на экран, определил дальнейшую карьеру режиссёра. После ряда успешных опытов с жанром кинокомедии, Рязанов нашёл своё, неповторимое направление – комедию лирическую, смешную и грустную, поэтичную и ироничную, в равной степени затрагивающую проблемы современности и вечные вопросы. Именно в таком ключе сделаны главные «хиты» Рязанова: «Берегись автомобиля» (1966), «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982). Иногда режиссёр усиливал в своём творчестве элементы сатиры, абсурда, гротеска и тогда получались такие картины, как «Человек ниоткуда» (1961), «Зигзаг удачи» (1968), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Гараж» (1980), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Небеса обетованные» (1991). Сквозь все эти картины проходит образ специфического рязановского героя – счастливого бедолаги, обаятельного недотёпы, современного Дон Кихота. Имена подобных персонажей стали нарицательными: Деточкин, Лукашин, Новосельцев и многие другие.


Одной из главных заслуг Рязанова можно считать то, что целая плеяда артистов благодаря его картинам заслужила славу таких же всенародных любимцев, как и сам режиссёр. Рязанов открыл зрителям Людмилу Гурченко, Сергея Юрского, Анатолия Папанова, Лию Ахеджакову, Юрия Яковлева, Ларису Голубкину. Благодаря режиссёру по-новому раскрылись таланты Иннокентия Смоктуновского, Олега Басилашвили, Юрия Никулина, Андрея Мягкова, Евгения Евстигнеева, Евгения Леонова, Игоря Ильинского.

 

 

 


 

Пять нетипичных фильмов режиссёра:

 

 

 

 

Экранизация классической пьесы А.Н. Островского

«Жестокий романс» (1984)


 

 

Хотя «Жестокий романс» и является одной из самых знаменитых лент Рязанова, её можно отнести к числу самых нетипичных работ режиссёра. Впервые обратившись к русской классической литературе, Рязанов сделал изысканный и трагический фильм, близкий по духу экранизациям Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Эмиля Лотяну. Картина стала самой известной в карьере Ларисы Гузеевой. Кроме неё замечательные роли исполнили Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин и Никита Михалков.


 

 

 

 

 

 

Социальная драма

«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)


 

 

В эпоху перестройки Рязанов, как и многие другие, обратился к острой социальной критике. Созданная им камерная драма, стала, вероятно, одной из самых жестоких и эмоционально тяжелых картин в истории нашего кино. Своеобразный апокалипсис разыграли Марина Неёлова, Фёдор Дунаевский, Наталья Щукина.


 

 

 

 

 

 

 

Мистический триллер

«Предсказание» (1993)


 

 

Самая мрачная лента Эльдара Рязанова. Такой её делает атмосфера тоски, безысходности, и главная тема – быстротечность жизни и неизбежность смерти. Работа над фильмом велась в тяжёлый для режиссёра период, когда его супруга Нина Скуйбина была неизлечимо больна. Главные роли в картине исполнили Олег Басилашвили и известная по поздним картинам Кшиштофа Кесьлевского и Микеланджело Антониони французская актриса Ирен Жакоб.


 

 

 

 

 

 

Водевиль

«Ключ от спальни» (2003)



 

«Ключ от спальни» можно назвать одной из самых антирязановских картин в творчестве режиссёра. На смену традиционно утончённому юмору классических лент пришли откровенные, прямолинейные остроты. Тем не менее, картина подкупает неким ретро-обаянием и общей ностальгической атмосферой. Героев водевиля сыграли представители нового поколения актёров: Евгения Крюкова, Сергей Маковецкий, Сергей Безруков, Николай Фоменко.


 

 

 

 

 

 

Биографическая драма-сказка

«Андерсен. Жизнь без любви» (2006)


 

 

Эта картина Эльдара Рязанова удивила многих. Одни сочли её «грязной», другие «излишне жестокой». В то же время, трудно поспорить с тем, что режиссёр нашёл наиболее подходящую форму экранизации сложного жизненного пути великого датского писателя. Рязанов поставил себе задачу органично совместить реалистическую форму повествования с элементами сказки и фантазии. В воплощении этого смелого замысла режиссёру помогали такие актёры, как Сергей Мигицко, Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин, Евгения Крюкова, Олег Табаков. Фильм стал первой большой работой в кино для Станислава Рядинского, и последней для ветерана отечественного кино Вячеслава Тихонова, исполнившего роль Бога.


 

нет комментариев

Оставить свой комментарий