Кумиры

Отечественные лауреаты Берлинале

18 февраля 2013

 

 

В самом разгаре 63-й Берлинский кинофестиваль, один из крупнейших киносмотров мира, традиционно ориентированный на кинематограф, затрагивающий острые политические и социальные темы. От России в этом году за главный приз Берлинале, «Золотого медведя», будет бороться трагикомедия Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», повествующая о противостоянии живущего своим хозяйством фермера и бизнесмена, желающего отнять его землю. Конкурентами ленты являются новые работы таких крупных фигур мирового кино, как Стивен Содерберг, Гас Ван Сент, Брюно Дюмон, Ульрих Зайдль. В ожидании итогов киносмотра предлагаем вспомнить отечественных лауреатов главных наград фестиваля.



 


 

 

 

Лауреаты «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля:

 


 

1. «Восхождение» (Берлинале-1977)

СССР; 1976

Жанр: драма, военный

Режиссер: Лариса Шепитько

В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын, Людмила Полякова, Сергей Яковлев

 

 

Военная драма Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников» первой из отечественных лент удостоилась «Золотого медведя» Берлинале. На примере судеб двух партизан, попавших в немецкий плен, режиссер создала многоуровневую экзистенциальную притчу, затронув суть таких масштабных бытийных категорий, как Жизнь, Смерть, Долг, Предательство, Мужество, Жертва. Фильм, обошедший работы Робера Брессона, Франсуа Трюффо, Питера Богдановича, принес Ларисе Шепитько столь громкую мировую славу, что режиссер даже получила предложение о работе в Голливуде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. «Тема» (Берлинале-1987)

СССР; 1979/1987



 

фото: РИА-новости

 

Жанр: драма

Режиссер: Глеб Панфилов

В ролях: Михаил Ульянов, Инна Чурикова, Сергей Никоненко, Станислав Любшин, Евгений Весник

 

 

Социальная драма Глеба Панфилова об исписавшемся советском драматурге Киме Есенине, растратившем свой талант в угоду политической конъюнктуре. Картина, по сути, выносила приговор существовавшей в Советском Союзе системе отношений художник-власть, власть-общество, что обусловило многолетний запрет ленты. Кроме того, Панфилов в этом фильме одним из первых затронул табуированную в то время тему эмиграции из страны. Запоздалая главная награда Берлинале, на которую помимо ленты Панфилова претендовали работы Леоса Каракса, Клода Шаброля, Оливера Стоуна, подтвердила вневременной характер затронутых в картине проблем.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


Лауреаты «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру:

 


 

1. Сергей Соловьёв – «Сто дней после детства» (Берлинале-1975)

СССР; 1975



 

Жанр: драма

Режиссер: Сергей Соловьёв

В ролях: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Сергей Шакуров, Юрий Агилин

 

 

Сергей Соловьёв стал первым отечественным кинематографистом, удостоившимся награды Берлинского кинофестиваля. Режиссер был назван лучшим за лирическую киноповесть «Сто дней после детства», посвященную темам становления характера, духовного взросления и первой любви. При этом Соловьёв обошел таких классиков, как Вуди Аллен, Кшиштоф Занусси и Иржи Менцель.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. Георгий Шенгелая – «Путешествие молодого композитора» (Берлинале-1986)

СССР; 1985



 

Жанр: трагикомедия

Режиссер: Георгий Шенгелая

В ролях: Гия Перадзе, Леван Абашидзе, Зураб Кипшидзе, Руслан Микаберидзе


Георгий Шенгелая, автор фильмов «Пиросмани» и «Мелодии Верийского квартала», стал первым грузинским лауреатом Берлинского кинофестиваля. Созданная им трагикомедия повествовала о композиторе, который во время путешествия по грузинским селам в поисках народных мотивов был принят за революционера. Соперниками Шенгелая за звание лучшего режиссера были такие авторы, как Дерек Джармен, Лилиана Кавани, Миклош Янчо.

 

 

 

 

 

 


 

Лауреаты «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль:

 


 

1. Анатолий Солоницын – «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (Берлинале-1981)

СССР; 1980



 

Жанр: драма, биография

Режиссер: Александр Зархи

В ролях: Анатолий Солоницын, Евгения Симонова, Эва Шикульская, Николай Денисов, Юрий Медведев

 

 

Первым отечественным актером, получившим награду Берлинского фестиваля, стал Анатолий Солоницын, игравший в фильмах Андрея Тарковского, Элема Климова, Ларисы Шепитько. В биографической драме Александра Зархи, автора «Высоты» и «Анны Карениной», актер исполнил роль Федора Достоевского. Фильм показывал эпизод биографии писателя, когда во время работы над «Преступлением и наказанием» он встретился с Анной Сниткиной, ставшей впоследствии его супругой. Приз за лучшую мужскую роль Солоницын разделил с голливудским классиком Джеком Леммоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис – «Как я провел этим летом» (Берлинале-2010)

СССР; 2010



 

Жанр: трагикомедия

Режиссер: Алексей Попогребский

В ролях: Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис

 

 

В новейшей истории отечественного кино единственными лауреатами премии за лучшую роль стали актеры Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис. В драме «Как я провел этим летом» они блестяще разыграли конфликт двух поколений, двух несводимых друг к другу миров, сосуществующих в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Лауреаты «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль:

 


 

1. Евгения Глушенко – «Влюблен по собственному желанию» (Берлинале-1983)

СССР; 1982



 

Жанр: мелодрама, трагикомедия

Режиссер: Сергей Микаэлян

В ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский, Всеволод Шиловский, Ирина Резникова, Юрий Дубровин

 

 

Евгения Глушенко, создавшая драматические и пронзительные женские образы в фильмах Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», стала первой отечественной актрисой, получившей награду Берлинале. Подобное признание Глушенко принесла роль в фильме Сергея Микаэляна, где она играла непривлекательную библиотекаршу, берущуюся за перевоспитание местного алкоголика и дебошира и неожиданно обретающую любовь.

 

 

 

 

 

 


 

2. Инна Чурикова – «Военно-полевой роман» (Берлинале-1984)

СССР; 1983



 

Жанр: драма, мелодрама

Режиссер: Петр Тодоровский

В ролях: Инна Чурикова, Николай Бурляев, Наталья Андрейченко, Зиновий Гердт, Всеволод Шиловский

 

 

Вслед за Евгенией Глушенко уже на следующем Берлинском кинофестивале лучшей исполнительницей женской роли была признана Инна Чурикова. В лирической драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» актриса сыграла супругу, примиряющуюся с тем, что ее муж, участник войны, сохраняет чувства к бывшей «фронтовой королеве». Взяв за основу классическую для мелодрамы схему любовного треугольника, Тодоровский рассказал пронзительную и простую историю судеб людей, переживших войну. Кроме участия в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля лента была в числе номинантов на премию «Оскар».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лауреаты специального приза жюри «Серебряный медведь»:

 


 

1. «Комиссар» (Берлинале-1988)

СССР; 1967/1988



 

Жанр: драма

Режиссер: Александр Аскольдов

В ролях: Нона Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин

 

 

Единственную картину режиссера Александра Аскольдова «Комиссар» можно назвать одной из самых многострадальных советских лент, поскольку в результате запрета к зрителю она шла долгие двадцать лет. Экранизация повести Василия Гроссмана, дегероизировавшая время революции и Гражданской войны, получила заслуженное признание лишь в годы перестройки. Работа Аскольдова была отмечена специальным призом жюри Берлинале, а также рядом других наград.


 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. «Астенический синдром» (Берлинале-1990)

СССР; 1989



 

Жанр: драма

Режиссер: Кира Муратова

В ролях: Сергей Попов, Ольга Антонова, Александра Свенская, Галина Захурдаева, Наталья Бузько

 

 

Специальным призом жюри Берлинале были оценены искренность и смелость Киры Муратовой. В скандальной психологической драме «Астенический синдром» режиссер дала жестокий, но трезвый взгляд на советское общество, переживающее кризис на сломе эпох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. «Сатана» (Берлинале-1991)

СССР; 1990



 

Жанр: драма, триллер

Режиссёр: Виктор Аристов

В ролях: Сергей Куприянов, Светлана Брагарник, Александр Аристов, Михаил Малочевский, Мария Авербах

 

 

Виктор Аристов, режиссер, сценарист, актер, работавший с Алексеем Германом и Кирой Муратовой, получил специальный приз жюри Берлинале за беспощадную социальную драму «Сатана», констатировавшую, что порой человек способен совершить самый тяжкий грех просто так, ради интереса или развлечения. Награды Аристов удостоился вместе с другой картиной о падении нравов – «Приговором» Марко Беллоккьо.


нет комментариев

Оставить свой комментарий