Кумиры

Алексею Баталову 85!

19 ноября 2013

Поздравляем с 85-летним юбилеем великого актера и прекрасного человека, лауреата и бесменного председателя премии «Кумир» Алексея Баталова!

В честь юбилея мы вспомнили 11 знаковых ролей Алексея Владимировича. Надеемся, что их список будет пополняться.



1. Рабочий Алексей Журбин («Большая семья», 1954). Велика рабочая семья Журбиных – три поколения живут под одной крышей, работают на одном судостроительном заводе. Но времена идут, молодым пора принимать эстафету у старших – и в жизни, и на работе. Однако зрителей в первую очередь интересует любовный треугольник – кого предпочтет хорошая девушка Катя, скользкого интеллигента Вениамина или обаятельного пролетария Лешу? Выпускник МХАТа с тихим голосом и тонкими руками пианиста, из семьи писателя и актрисы, Баталов воплотил в кино новый тип героя, привнесенный «оттепелью» – простого, скромного человека из народа. Приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

 



2. Шофер Сашка Румянцев («Дело Румянцева», 1955). Подвозил девушку да попал в аварию – протаранил кирпичную стену, когда ребенок прыгнул прямо под колеса. Ребенку и ему самому – ничего, чего не скажешь о машине и девушке. Сашка переживает, таскает цветы в больницу, но девушка и не думает сердиться – так симпатия перерастает в большое чувство. Все бы хорошо – но начальник Саши, глава автобазы, задумал коварный план, как сделать деньги и подставить своего подчиненного… Фраза «Тамбовский волк тебе товарищ» и песня «Снова замерло все до рассвета…» - это отсюда.

 


3. Солдат-доброволец Борис Бороздин («Летят журавли», 1957). Влюбленные Борис и Вероника гуляют по предрассветной московской набережной и смотрят на журавлиный клин – символ надежды и лучшей жизни. Начинается война, Борис должен идти на фронт, Вероника должна ждать. Экранизация культовой пьесы Виктора Розова «Вечно живые», только что триумфально поставленной в «Современнике» Олегом Ефремовым. Единственная в отечественном кино «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.

 


4. Врач Владимир Устименко («Дорогой мой человек», 1958). История жизни беззаветно преданного своему делу человека, на свою беду влюбившегося не в ту женщину. Оттепельный идеал героя, не ведающего разницы между общественным и личным, наконец, получает развернутую биографию – трудности и беды ранят в самое сердце, но только убеждают в собственной правоте. Лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран».

 


5. Дворянин Дмитрий Гуров («Дама с собачкой», 1959). Одна из лучших чеховских экранизаций в истории, заслужившая высокую оценку Ингмара Бергмана. Томительная история любви двух предельно одиноких людей, которые не могут быть вместе. Снежная Ялта, пиджаки, длинные платья, кружева, неизбывная грусть разлита в воздухе, страсти кипят в тихих разговорах за обедом.

Смотреть: http://www.ivi.ru/watch/15041

6. Физик-ядерщик Дмитрий Гусев («Девять дней одного года», 1961). Вследствие неудачного эксперимента Гусев получает сильную дозу радиации, но не сильно этим обеспокоен. Научный прогресс требует жертв – уверен он. Не станет меня – придут другие. С ним в категоричной форме не согласны друзья и близкие. Один из главных фильмов «шестидесятников», решительный довод «физиков» в их непримиримом споре с «лириками». Лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран».

Смотреть: http://www.ivi.ru/watch/52948

7. Канатоходец Тибул («Три толстяка», 1966). Красивая сказка по антикапиталистическому фэнтези Юрия Олеши о том, как бедные и прекрасные во главе с гимнастом Тибулом и оружейником Просперо свергли власть безобразных богачей в одной вымышленной стране. Вторая режиссерская работа Алексея Баталова.

Смотреть: http://www.ivi.ru/watch/34347

8. Приват-доцент Сергей Павлович Голубков («Бег», 1970). Уважительная и горькая экранизация многострадальной пьесы Михаила Булгакова о мытарствах белого движения после поражения в гражданской войне. Фильм чудом не угодил на «полку», и понятно почему – на экране зритель видел вполне реальных, совершенно несчастных людей, которых просто лишили Родины.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=9UGcyweYo2w

9. Доктор Венцеслав Ботвинк («Чисто английское убийство», 1974). По роману Сирила Хэйра. В замке семейства Уорбек в рождественский вечер происходит убийство. Метель отрезала дом от всего остального мира, а значит – убийца еще внутри. Случайный гость, доктор философии Ботвинк, по-английски непринужденно берется за расследование. Еще один показатель смягчения нравов в брежневскую эпоху – телеэкранизации западных детективов. Эта – одна из лучших.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=s_Oo-YWLmTk

10. Князь Сергей Трубецкой («Звезда пленительного счастья», 1975). В этом фильме о подвиге декабристов собрались почти все красавцы советского кино – Янковский, Смоктуновский, Стриженов, Даль, Боярский, Костолевский и другие. Одна из самых трагических ролей – как раз у Баталова. Выбранный в «диктаторы» восстания, Трубецкой так и не решился выйти на Сенатскую. Кто-то считает, что по трусости, а кто - от благоразумия.

Смотреть: http://www.ivi.ru/watch/zvezda_plenitelnogo_schastya


11. Слесарь Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора («Москва слезам не верит», 1980). По собственному признанию, играл постаревшего Сашу Румянцева, а получился идеальный мужчина. Премия «Оскар», рекордсмен советского кинопроката. Говорят, после этого фильма советские женщины стали чаще ездить в электричках.

Смотреть: http://www.ivi.ru/watch/moskva_slezam_ne_verit

Img_1113
0
Светлана 27 января 2014, 06:09
Нет не одного человека в России кто не любил бы дорогого нашего человека любимого актера Алексея Владимировича Баталова.Здоровья ему и побольше светлых дней.
Ответить / # /