главная > лауреат

Наталья Гундарева 

Номинация «Премия Кумир 1999 года — кумир года»
Роль Леттис Дуффе в спектакле «Любовный напиток», московский театра им. Вл. Маяковского.
Gundareva

Настоящая слава к ней пришла после запрещенного фильма «Осень». Для театра она была уже опытной актрисой, появлялась и на экране, но вот пришла её Дуся — и все узнали, что такое подлинная достоверность на экране. Ничего подобного до той поры не было. Иные уверяли, что на экране явилась вообще не артистка, а «настоящая — из народа».

Наталья Гундарева — идеальное воплощение русского типа. Красивая, «простая», надежная и в талии, в человеческих отношениях. Предельно искренняя, острая на язык, не испорченная чересчур светскими манерами. Эти качества остаются не с ней, кого бы она не играла. Даже её Дульсинея Тобосская родилась, несомненно, где-нибудь под Рязанью. Не потому, что актриса не умеет быть другой. Она и не хочет, ей этого не надо. Она именно «свойскостью» берет нас в плен. И, в общем, не так уж и часто играла «иностранное».

«Любовный напиток» — спектакль для нее неожиданный. Спектакль «бродвейского» типа — в том смысле, что в пьесе Шеффера главенствует хорошо и остроумно придуманная история, в меру смешая и в меру мелодраматичная, и всё рассчитано не на подтексты и подводные смыслы, а на то, чтобы показать актеров и дать им поиграть вволю.

Героиня Гундаревой здесь даром, что англичанка, но и её «умом не понять» — этим она и близка актрисе. Ей обрыдла серость будней, ей, совсем как герою нашей «Калины красной», «праздника хочется». Праздник она ищет в истории, полной призрачных отблесков красивой романтики, жизни яркой и трагической — той жизни, о которой писал Шекспир. В этой жизни всходили на эшафот королевы, жертвовали собой во имя любви и высокой идеи.

И она убегает в мир этих образов, завораживая окружающих блеском своего вечно фонтанирующего воображения. Сама играет этих королев и их палачей, обзаводится костюмами и реквизитом, превращая свою монотонную жизнь в постоянно действующий театр. Легко понять, сколько возможностей здесь для актрисы. Гундарева демонстрирует каскад мгновенных перевоплощений, легко и очень смешно переходя из века в век, от романтически возвышенной архаики к современному и бытовому. Её дуэт с Евгенией Симоновой — дуэт абсолютно звездный, доставляющий наслаждение. Он погружает зрителя в то редкое состояние, когда искушенный зал становится первозданно наивным, все словно уже забыли, что они в театре, и способны вскрикнуть от непритворного ужаса или расхохотаться не к месту, просто от нервного напряжения.

Пьеса не предполагает аллюзий и параллелей и с нашей сегодняшней жизнью. Их обеспечит сама Гундарева. Потому что она — «наша». Потому что ей, как и всем нам, тоже хочется чего-то большого и красивого, чего-то совершенно неясного, но несомненно куда более прекрасного, чем наше «сегодня» — «не то конституции, не то севрюжины с хреном». Как и все мы, она склонна посмеяться над этим и погрустить, может и поплакать по-бабьи. Чтобы потом, как в финале спектакля «Любовный напиток», предъявить истинное торжество театра с большой буквы — того всеобъемлющего, все в себя вовлекающего театра, который существует только в России.

Алексей Филиппов

нет комментариев

Оставить свой комментарий