главная > лауреат

Константин Райкин 

Номинация «Премия Кумир 1999 года — кумир года»
Роль Жака в спектакле «Жак и его господин». Театр «Сатирикон».
Raykin

Можно понять, почему чешский писатель Милан Кундера, в своё время запрещенный у себя на коммунистической родине из-за чрезмерно вольного духа его книг, увлекся романом Дени Дидро о фаталисте Жаке (1773) и сделал пьесу «Жак и его господин». Что такое вселенная — система или хаос, что такое мы — наделенные волей существа или марионетки, которых кто-то дергает за веревочку? В безбожный век богом в пьесе кундеры стал своевольный драматург. Философский спор стал цепью крепких любовных рассказов в духе «Декамерона». А роль фаталиста-резонера Жака сыграл самый непредсказуемый артист Москвы Константин Райкин. Акробат и танцовщик, советский пылкий влюбленный и Гамлет, зловещая Тень героя и сам герой-то из Гольдони, то из Кафки… Фатум требовал от сына Аркадия Райкина продолжить дело великого сатирика, и он даже сыграл вместе с отцом в некоторых их его последних спектаклей. Все карты ложились так, чтобы подхватить эстафету, чтобы жанр сатирического обозрения продолжал жить в построенном Аркадием Райкиным «Сатириконе». Но там играет Жене и Шекспира, а Константин Райкин пошёл своим, собственной волей самому себе предопределенным путем. И это стало не предательством семейной традиции, а её развитием.

Константин Райкин -артист спортивный. Пластичный. Максимально органичный. Как котенок, он выразителен каждый миг своего существования на сцене. Компактен, сбит крепко, и пластика, и гуттаперчевая мимика одинаково внятны и первому ряду партера, и двадцатому галерки. Идеальный актер — как из мягкой глины, каждый раз лепит себя заново. В «Жаке» он демонстирует это наглядно. Весь этот спектакль Елены Невежиной прежде всего театрален. Здесь кулисы открыты всем взорам, здесь мир XVIII века строится на наших глазах, и актеры все время сверяются с авторскими ремарками, как с предписаниями самого Господа Бога. Иногда недоумевают, даже слегка бунтуют, потому что предписания кажутся им бредовыми, но своей судьбе подчиняются, и охотнее всех герой Райкина. Потому что — фаталист. Философ, он во всем видит свой резон. Охотно бросается в расставленные повсюду соблазны — ловушки. Откликается с готовностью на зов плоти. И с готовностью же кается, удивляясь только тому, как слепы и доверчивы все вокруг. Мир вокруг столь относителен, что добро легко становится злом, а то что именуется злом, помогает получить божественное наслаждение. И он, как ребенок, не устает этому мироустройству удивляться.

Естественный человек, истое дитя природы, он по натуре стихиен, хотя разум все время требует привести все сущее в стройную систему. Но система, как карточный домик, рассыпается от любого живого дыхания. И в этом весь интерес.

 Алексей Филиппов

нет комментариев

Оставить свой комментарий