главная > лауреат

Олег Янковский  

Номинация «Премия Кумир 2002 года — кумир года»
Роль Петра Первого в спектакле «Шут Балакирев» Московского театра «Ленком», роль Игоря в Кинофильме «Приходи на меня посмотреть»
Yankovskiy_02

Несмотря на то, что Янковский служит в театре «Ленком» уже более четверти века, он не успел избаловаться главными ролями. Список его кино-ролей куда внушительней. Главный режиссер словно чего-то ждал, выдерживал артиста как драгоценное вино, позволял ему тренироваться на экране, и изредка выпускал на сцену в совершенное неожиданных ролях — например, в роли Владимира Ильича Ленина в модных когда-то пьесах Михаила Шатрова. Ленин с лицом Янковского — это было Что то, и на это Что-то валила театральная Москва, шумно обмениваясь впечатлениями. То было время, когда публицистика победила театр и артисты переквалифицировались в трибуны, расхаживали по зрительному залу с микрофонами, на ходу превращая спектакль в демонстрацию.

Янковский тогда уже был любимцем публики, в основном, женской её части, он уже сыграл свои главные роли у Тарковского и у Балаяна, успел отьехать во Францию, вернуться и навсегда остаться тем самым Мюнхгаузеном. Он мог вообще уже ничего не делать, а просто улыбаться с экрана круглые сутки или просто ходить по сцене из кулисы в кулису — под восторженные аплодисменты зала. Свое лучшее театральное время Янковский переживает здесь и сейчас. Григорий Горин оставил своему товарищу грандиозное наследие — Петра Алексеевича, Петра Первого, в своей последней пьесе «Шут Балакирев», и Янковский распорядился этим бесценным даром — истинно по-королевски он сыграл эту роль. Стареющий романтик, проницательный мудрец и ветреный гуляка, карающий по справедливости, и милующий по любви — его Петр носится по вздыбленной Руси, таща за собой растрепанную жену, плутоватого друга и хитроумного скомороха. Он так хочет любить эту жизнь и этих людей, но лишь бесконечно страдает от предательства и обмана — предал и обманул. В этой роли Янковский пугающе откровенен, он рассказывает о себе больше, чем во всех интервью, вместе взятых, это почти исповедь, почти молитва. Власть над залом его безмерна — он наслаждается нашим напряжением и изредка, милостиво позволяет нам расслабиться и стряхнуть с плеч этот звенящий эмоциональный накал.

Зато для своего режиссерского дебюта Янковский выбрал пьесу модного драматурга Птушкиной и снял легкий изящный фильм «Приходи на меня посмотреть», где и сам cо вкусом оттянулся в привычной для себя роли потрепанного жизнью ловеласа. Ловелас Игорь, конечно, небрит, слегка грубоват, но на самом деле, он одинок, у него есть язва и много денег. В тоске по семейному очагу он натыкается именно на то, о чем мечтал — и в благодарность женщину делает женой, уличную торговку дочкой, а тещу -бессмертной. Вот оно, как в сказке-то бывает!

Ксения Ларина

нет комментариев

Оставить свой комментарий