главная > лауреат

Владимир Этуш

Номинация «Премия Кумир 2000 года — за высокое служение искусству»
Etush_02

К непременным чертам вахтанговской школы относят карнавальность. Праздник, феерия масок, гротескность рисунка — и опять праздник; парадоксы диалогов и мизансцен, фехтование словами, пинг-понг остро-соленых реплик — и снова праздник. В этом смысле Владимир Этуш -идеальное воплощение мастера-вахтанговца. Это замечательный, всенародно любимый актер. Он никогда не изменял родному театру, но, как часто бывает, эту всенародную любовь ему принесло кино. Что удивительно: из фильмов, где он снимался, лишь три-четыре могут считаться вполне удачными и остались в памяти зрителей («Кавказская пленница», «Старая, старая сказка», «Тень», «Иван Васильевич…» — что ещё?) — а Этуша знает каждый, и есть ощущение, что он — один из первых наших кинокомиков. Такова мера его выразительности, такой снайперски точный у него «егерский глаз.

Театр дал Этушу значительно больше. И значительно больше позволил дать себе — своей сцене, репутации, традициям. Именно в театре раскрылось его искусство блистательной миниатюры (роли чаще всего были небольшимг, но почти всегда как бы сами собою выходили в число главных). Характерный актер, он никогда не зависел от возраста. Не сковывал себя рамками амплуа — играл лирические, драматические, психологически насыщенные роли. Его Бригелла в «Принцессе Турандот», его Купо из «Западни», его Марвульо в «Великой магии» — разные ипостаси театрального чародейства, которым владеют немногие. Даже не прибегая к сложному гриму, он умеет так невероятно преобразиться, что в партикулярном виде его не сразу узнаешь. С его легкой руки реплики, однажды посланные в зал, становятся фольклором и живут самостоятельной жизнью. И как любой прирожденный комик, он серьезен, даже печален в жизни. Владимир Этуш не может не быть серьезным: на его плечах будущее вахтанговской школы. Ректор легендарной Щуки — Щукинского училища, из недр которого вышла половина российских звезд, Этуш бьется за сохранение и продолжение вахтанговской романтической веры. Но романтика вышла из моды, а Этуш точно знает, что это не пляжный сарафан на сезончик, а одна из базовых ценностей любого общества. Поэтому он печален. Поэтому так важно его поддержать — не для неге самого (хотя и это важно), а для хода всего наше искусства.

Валерий Кичин

нет комментариев

Оставить свой комментарий