главная > лауреат

Алексей Баталов  

Номинация «Премия Кумир 2003 года — за высокое служение искусству»
Batalov

Сегодняшняя звезда Кумира Алексея Баталова — лишь подтверждение его статуса. Этот актер — подлинно народный кумир нескольких поколений русских людей. Народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов последние годы на экране появляется редко, но, тем не менее, подавляющее большинство отечественных кинозрительниц по-прежнему называют его «идеалом мужчины». Кто бы мог подумать, что бесфамильный слесарь Гоша с дурными привычками и склонностью к домострою, окажется главной советской мечтой — почти как Ретт Батлер у американок, а непритязательная мелодрама «Москва слезам не верит» получит Оскара и станет в один ряд с «Унесенными ветром». Зрительский успех непредсказуем!

Алексей Баталов, выходец из театральной семьи и театральной школы, на сцену выходит только на студенческих репетициях и на официальных мероприятиях. Кино в начале пятидесятых заманило его в свои сети, назначив на роль главного героя современника. Баталова нашло время — уходила эпоха романтических белозубых красавцев с широкими плечами и крепкими торсами, на смену им пришли молодые люди с простыми открытыми лицами и страстью к образованию. На роль рабочего-интеллигента был выбран Алексей Баталов. Его содружество с режиссером Иосифом Хейфецом — это «Большая семья» и «Дело Румянцева», это «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Михаил Ромм сделал из Баталова символ порывистых шестидесятых — его Гусев из «9 дней одного года» до сих пор является олицетворением советской науки и человеческой порядочности. За порядочность, за человеческое великодушие полюбили его наши женщины. Мужчиной-мечтой и настоящим секс-символом он стал задолго до легализации этого запрещенного советской моралью, чуждого нам явления. Единственное, что позволялось тогда советским киногероям — быть обаятельным. Даже слишком умным нельзя было быть. Слишком красивым. Слишком эмоциональным. Слишком активным. Как нас учили «инженеры человеческих душ»? — «Скромность украшает человека». «Жалость унижает человека». Баталовские герои всегда были предельно скромны и предельно положительны, не допускали даже мысли о жалости по отношению к себе. Но бабьей любви без жалости не бывает («жалеет, значит любит»). Мы жалели его за одиночество, за излишнюю принципиальность, за фанатичную преданность идее, за пренебрежение уютом и комфортом, за гордость, граничащую с гордыней, за растерянность перед нахлынувшей любовью (как в «Даме с собачкой»), за неприкаянность и мягкость (как в «Беге»). Настоящая слава пришла к нему уже в 1957 году, когда волею судеб вместе Урусевским и Калатозовым он создал настоящий шедевр. «Летят журавли» — кино, перевернувшее мировое представление о советском искусстве, до сих пор пересматривают студенты во всех кинематографических вузах мира. И Бог его знает, сколько лет суждено ещё бешено крутиться березам в умирающих глазах Бориса и сколько ещё лестничных пролетов будет нестись он к свадебному подолу Вероники! Его мхатовское происхождение скрыть, спрятать невозможно. (Как писал М. Булгаков — «Кровь! Великое дело!») Выросший в окружении великих имен уже позапрошлого века, в окружении театральных богов и литературных кумиров, Баталов очень рано научился разделять жизнь на два параллельных пространства — советское и настоящее. Он не стал ни диссидентом, ни преданным коммунистом. Он выбрал любовь — любовь к своему делу, к своей семье и своим близким, любовь к женщине, любовь к дому, любовь к учителям и ученикам. Любовь избавила его от фальши и суеты. Любовь помогла ему выдержать испытания, посланные судьбой. Любовь превратила будничный труд в служение.

Ксения Ларина

 

нет комментариев

Оставить свой комментарий