главная > лауреат

Вера Васильева 

Номинация «Премия Кумир 2003 года — за высокое служение искусству»
Vasileva

Верой Кузьминичной её называют редко. Верочкой — почти всегда. Потому что, как обращаться к этим задорным ямочкам на щеках, к этой обезоруживающей детской улыбке — по имени-отчеству? Выражение её лица всегда удивленно-восторженное. Вежливость и аккуратность — два этих королевских качества она унаследовала от природы. Как и немодную привычку краснеть и смущаться от комплиментов. Театр Сатиры — для неё больше, чем дом. Здесь она росла и взрослела, ждала ролей, переживала первые обиды и первые успехи, мирила друзей, хранила тайны влюбленных и никогда не роптала на судьбу. Совсем девчонкой ощутила сладостные мгновения феноменальной популярности — её Настенька из глухого сибирского поселка не оставила равнодушным самого отца народов, за что он и вручил ей — совсем юной — Сталинскую премию.

Её музыкальность, светлое лирическое обаяние и приятная округлость фигуры быстро сориентировала режиссеров в поисках амплуа — и Вера Васильева долго ходила в лирических героинях. Тому подтверждение — длинная жизнь мюзикла «Свадьба с приданым», где Верочка Васильева встретила свою первую и единственную любовь — будущего мужа.

Её комедийный талант оценили гораздо позже. Ещё позже — талант драматический. Но она безропотно принимала то, что есть и берегла в себе силы для будущих сражений. Безусловное попадание — её трогательная и смешная работа в «Женитьбе Фигаро». Другую Графиню (как и другого графа, кроме Александра Ширвиндта, и другого Фигаро, кроме Андрея Миронова) представить сегодня невозможно. Ей очень шли пышные кринолины, белесые парики и кружевные платочки. Она уморительно всплескивала пухлыми руками, с материнской нежностью хлопотала над юным Керубино и хитрыми лукавыми глазами щурилась на блудливого супруга. Её настоящие роли пришли вместе с приобретенным опытом и зрелостью. Она с радостью приняла приглашения от лучших российских провинциальных театров. Сыграла Кручинину в «Без вины виноватые» в Орловском драмтеатре, а потом и Раневскую в «Вишневом саде» — в Твери (и играла эту роль в течение 10 лет!). Странно, что таких предложений она не услышала от собственного главного режиссера, который отводил ей в родном театре совсем другое место. Но она не замыкалась, не съедала себя обидами, а работала в своё удовольствие — на любых площадках, но в лучших спектаклях. Несколько удачных работ она сыграла у замечательного режиссера Бориса Львова-Анохина, и опять — на чужой сцене. Почему она никогда не пыталась уйти из театра Сатиры? На этот вопрос она отвечать не любит, просто молчит, задумывается и пожимает плечами. Сегодня в её репертуаре — любимый автор Островский, недавняя премьера «Таланты и поклонники» (увидеть бы когда-нибудь и её Гурмыжскую!), но ей очень идёт французская драматургия («Орнифль» Ануя и «Священные чудовища» Кокто, бенефис Васильевой). Вера Васильева очень легка на подъем, она любит новые впечатления, никогда не отказывается от гастрольных поездок, от участия в фестивалях, юбилеях и праздниках. Её знаменитая улыбка располагает к доверительности, к открытому простому общению. Но Верочка Васильева умеет держать дистанцию и свято охранять свою личную жизнь от посягательств бесцеремонных журналистов. Она воспитана в другом времени и убеждена, что у актера должна быть своя тайна. И в этом она абсолютно права.

Ксения Ларина

нет комментариев

Оставить свой комментарий