главная > лауреат

Алла Демидова

Номинация «Премия Кумир 2009 года — за высокое служение искусству»
Demidova

Алла Сергеевна Демидова — актриса, стоящая особняком в отечественной культуре. Она как полярная звезда на небосклоне — светит отдельно от скопления других звезд и звездочек.
У нее отдельный путь в искусство.

Великой-то актрисой она пожелала стать сразу, едва осознав себя. Но стала ею не сразу. И не как все. Были неудачные попытки поступить в Щукинское училище, затем — в студию при Театре Ленинского комсомола. Зато были удачные опыты художественной самодеятельности в знаменитом студенческом театре МГУ под руководством Ролана Быкова.

Не получилось поступить в творческий ВУЗ, поступила в МГУ на экономический факультет. И окончила его. И защитила научную диссертацию. И какое-то время вела семинарские занятия по политэкономии на философском факультете. Могла бы, наверное, стать «великим полит экономом», но не стала. Роль была не по ней. Она сделала ещё одну попытку-пытку получить профессиональное образование. И поступила в «Щепку», где оказалась на курсе, дипломным спектаклем которого стал «Добрый человек из Сезуана», поставленный Юрием Любимовым.
Актриса и в звездной Таганке, полной огня, светила отдельно. Иногда казалась белой вороной рядом с Золотухиным, Высоцким, Губенко… Но именно там, в этом театре, склонном к буффонаде, к острой условности, она выпестовала и развила дар трагической актрисы — Гертруда в «Гамлете», Раневская в «Вишневом саде», Марина Мнишек — в «Борисе Годунове» и др.

У нее в этом театре была своя ниша — дневной звезды. Это стало особенно ясно после того, как Демидова сыграла в картине Игоря Таланкина, которая так и называлась «Дневные звезды». Картина об Ольге Бергольц, поэтессе, пережившей ленинградскую блокаду.

В кино едва ли не самой впечатляющей её ролью стала монументальная эсерка Спиридонова в картине «Шестое июля». Стилистический аскетизм актрисы, столь выпукло явленный в этой работе, становится той особенностью, которая более всего и привлекает режиссеров и театра, и кино. В её списке Аркадина в «Чайке», Лизавета Павловна в «Зеркале», герцогиня Мальборо в «Стакане воды».

Возможно, из этого репертуара проросли сценические образы трагических героинь в спектаклях «Федра» (режиссер Р.Виктюк), «Электра» (режиссер Юрий Любимов), «Медея» (режиссер Теодорос Терзопулос).

Одна из последних (по счету) её работ в кино главная роль в фильме Киры Муратовой «Настройщик», где актрисе довелось приобрести совершенно новый опыт сотворчества. Но она по прежнему — дневная звезда.

Дневными звездами являются и все её роли.

Юрий Богомолов

нет комментариев

Оставить свой комментарий