главная > лауреат

Сергей  Маковецкий

Номинация «Кумир 2009-2011 — лучшая мужская роль в театре»
Иван Петрович Войницкий - "Дядя Ваня", Театр им. Евг. Вахтангова, реж. Р. Туминас, 2009
Makovetskiy_by_michail_guterman

Каждый год в одной только Москве появляется две-три версии чеховского «Дяди Вани». Роль, созданная Сергеем Маковецким, запомнится надолго как образ чудака-человека, не умеющего приспособиться к этому миру.

Сергей Маковецкий в «Дяде Ване» рассказывает о несовершеннолетнем старичке, о вечном недотепе, об инициации, которая произошла в сорок семь лет. Зритель застает его в момент столкновения с самим Временем: не люди, но тени людей бродят по дому и пугают дядю Ваню, не давая ему покоя, ― это фантомы гротескного, фантасмагорического мира, в котором мы взрослеем. В нем самом бродят воспоминания, былые привязанности, былые надежды, возлагаемые на себя и близких.

Без конца отряхивающиеся руки его не слушаются, виснут вдоль тела, теребят. Он не знает, как начать разговор, как дотронуться до обожаемой женщины, как разозлиться. Кульминация этой роли, да и всего спектакля ― это разговор о продаже имения. Маковецкий-Ваня, который и так едва может повысить голос, хрипнет на словах: «Пропала жизнь…» Разве обвинишь кого-нибудь со всей серьезностью в том, что пропала твоя собственная жизнь? Он говорит Серебрякову: «Я тебя презираю!», «Ты мой злейший враг!» ― и тут же тянется к нему, чтобы обнять.

Маковецкий позволяет своему герою высказать себя в длинных молчаливых мизансценах, в недоуменных паузах, во взгляде, опущенном долу. Среди людей, с которыми он прожил всю жизнь, дядя Ваня не знает, где встать, куда смотреть. Он жизнь прождал, и хочет увидеть ― нет, не небо в алмазах ― хотя бы одно мгновение, не похожее на все другие. Блаженный человек, он не борется за место под солнцем, не требует благодарностей, не ждет восхищения. Просто он верил, что это мгновение наступит при жизни.

Спектакль не заканчивается традиционным монологом Сони о вечном ожидании отдыха. После слов остается сцена, когда Соня расставляет дядины ставшие безвольными руки и раскачивает его, танцуя. Она широко открывает глаза дяди Вани, чертит на его лице блаженную улыбку. Кукла, которая у нее получается, ― только что еще дядя Ваня, ― смотрит вверх, как смотрят в ожидании чуда, но остекленевшими глазами. Так он и удаляется в темноту сцены, не дождавшись, что Сонины слова сбудутся.


Елизавета Спиваковская


 

Default_avatar
0
Без имени 17 октября 2011, 16:10
Очень Любим! Надеемся на победу!!!
Ответить / # /
Default_avatar
0
galina 18 октября 2011, 16:34
Сергей Маковецкий многогранный , талантливый актер. Ему есть, что сказать со сцены. Дядя Ваня в исполнении Маковецкого, как зеркало, отражает смотрящего, его прожитый путь, смысл его жизни, зачем он живет, кто он. Любая роль в исполнении Сергея Васильевича удивляет, вдохновляет, ему веришь. Меня поражает, как это все может вместиться в одном человеке. Конечно было бы правильно, чтобы приз достался Маковецкому. Надеюсь, что так и будет!
Ответить / # /
Default_avatar
1
Чарна 18 октября 2011, 17:49
Сергей Маковецкий -- конечно же лучший артист в России. И каждая его роль -- это откровение.Пример подлинного служения Искусству. Странно, что он только сейчас номинирован на премию "Кумир", ведь он уже давно стал настоящим Кумиром для огромного числа зрителей.
Ответить / # /