главная > лауреат

Алена  Бабенко

Номинация «Кумир 2009-2011 — лучшая женская роль в театре»
Ядвига - "Враги. История любви", Театр "Современник", реж. Е. Арье, 2011
Babenko

…Ядвига (Алена Бабенко) купает Германа (Сергей Юшкевич) в ванной как младенца, промокает простыней, подает свежую рубаху. Сцена освещена теплым светом, и есть в этом неспешном омовении нечто ритуальное: женщина пытается смыть со своего мужчины неуверенность и страх. Но Герман Бродер, герой романа Башевиса Зингера и спектакля Евгения Арье «Враги: история любви», — человек, стертый чувством вины. Жена и дети погибли в концлагере. А его самого бывшая прислуга, рискуя всей польской деревней, спрятала в своем доме: еврей Герман всю оккупацию целиком зависел от Ядвиги. И женился на ней, оказавшись после войны в Нью-Йорке.

В романе Ядвига воплощает прозу жизни, унылое долговое обязательство, которое герой, спасенный от смерти, должен выполнить. Он рвется от нее к своей возлюбленной, а Ядвига покорно ждет его дома: их связь сакральна и невыносима. В спектакле все иначе: хрупкая легкость актрисы, ее уязвимая женственность стоят внутри «четырехугольника»: Герман, его бывшая жена, любовница и Ядвига — иные отношения. Героиня Алены Бабенко, хрупкий росток, пробивающий асфальт, тихая упрямица, умеющая справиться с любыми трудностями, становится домом Бродера и его родиной.

Роман Зингера, если вычленять главную тему, — про жизнь после жизни. Люди, вышедшие из войны, пытаются работать, занимаются любовью, ссорятся. Но принадлежат уже не короткой иллюзии существования, а окончательной правде смерти. И только Ядвига, в хлопотах и трудах налаживает связь с жизнью, обживает чужбину, рожает ребенка.

Алена Бабенко умеет быть на сцене естественной и скромной. Она точно играет святую простоту своей героини: ее доверчивую важность в роли супруги (путая крестный ход и вынос Торы, она, тем не менее, твердо намерена стать «настоящей еврейкой»), ее радостное простодушие, и детский обиженный плач, когда она узнает об измене. 

Тягучий, мрачный, насыщенный рефлексией роман Зингера Евгений Арье изменил почти до неузнаваемости, написав пьесу, в которой от всех польско-еврейских и философско-религиозных идей осталась только история любви. И именно Алена Бабенко обеспечивает ей достоверность.


                                                        Марина Токарева

нет комментариев

Оставить свой комментарий