главная > лауреат

Богдан  Ступка

Номинация «Кумир 2009-2011 — за высокое служение искусству»
Stupka

фото: Михаил Гутерман

 

Нам, современникам Богдана Ступки, конечно, повезло. Он не из тех актеров, кому предназначено судьбой выразить какую-то определенную эпоху и кто поэтому должен непременно со «своей» эпохой не разминуться. Ступку легко представить себе протагонистом античной трагедии, стоящим перед многотысячным амфитеатром и приводящим зрителей к подлинному катарсису. Он мог бы быть нищим бродячим комедиантом, ироничным придворным шутом или загадочным персонажем средневековых мистерий. Наверняка Богдан Ступка стал бы любимцем толпящихся в шекспировском «Глобусе» простолюдинов. Но и в королевском мольеровском театре не показался бы этот актер чужим. На него рвалась бы публика демократических парижских театров в позапрошлом веке. И разве трудно представить его себе среди корифеев Московского художественного театра? Талант Богдана Ступки пригодился бы любому веку – так же, как ему самому подвластны любой жанр и любой век. Он родился на Западной Украине, под Львовом, в одном из самых плодоносных мест Европы, где много раз путались направления истории и соединялись судьбы разных народов. Может быть, поэтому из него так легко и естественно получаются кряжистый мужик и утонченный аристократ, безутешный страдалец и беззаботный шутник, советский генерал и местечковый философ, чеховский интеллигент и бесноватый злодей. Кажется, Богдан Ступка – один из тех, кто сегодня воплощает собой неизбывную потребность человека к игре, преображению и самопостижению, нечто, что не подвластно ни техническому прогрессу, ни финансовому кризису, ни революционным потрясениям общества. Когда-то знаменитый театровед и критик Вадим Гаевский назвал игру Богдана Ступки «портретной». И не в том только дело, что его лицо – одно из самых выразительных человеческих лиц, которое нельзя забыть, и что одни только крупные планы Ступки уже способны «сделать» фильм. Кстати, художественный руководитель Национального театра Украины имени Ивана Франко и на театральных подмостках умеет играть «портретно» – непостижимым образом фокусировать зрительскую оптику на своем лице. На сцене и в кино Богдан Ступка создал уникальную портретную галерею, в которой соседствуют академик-мракобес Трофим Лысенко из фильма «Николай Вавилов» и гротескный генсек Брежнев из «Зайца над бездной», Тарас Бульба из размашистого костюмного блокбастера и современный Казанова из мизантропического мира Киры Муратовой, терпеливый собеседник Бога Тевье-молочник и хитрый сельский староста в «Своих» Дмитрия Месхиева. Слава пришла к актеру уже в зрелом возрасте, но не стоит обвинять небеса в нерасторопности. В героях Богдана Ступки может клокотать злость или разливаться нежность, по отношению к своим персонажам он может быть прокурором или адвокатом. Но то главное, чем тревожит и привлекает зрителей Ступка, приходит к человеку лишь с годами – желание примирить земное с небесным и мудрое знание о невозможности такой гармонии.

Роман Должанский

 

нет комментариев

Оставить свой комментарий